Изучите приказ об утверждении профессионального стандарта "Педагог".
Приказ Минтруда России от 18.10.2013 № 544н
приказываю:
1. Утвердить прилагаемый профессиональный стандарт "Педагог (педагогическая деятельность в сфере дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования) (воспитатель, учитель)".
2. Установить, что профессиональный стандарт "Педагог (педагогическая деятельность в сфере дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования) (воспитатель, учитель)" применяется работодателями при формировании кадровой политики и в управлении персоналом, при организации обучения и аттестации работников, заключении трудовых договоров, разработке должностных инструкций и установлении систем оплаты труда с 1 января 2015 года.
Министр
М.Топилин
Зарегистрировано
в Министерстве юстиции
Российской Федерации
6 декабря 2013 года,
регистрационный № 30550
Профессиональный стандарт "Педагог (педагогическая деятельность в сфере дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования) (воспитатель, учитель)"
1 |
|
Регистрационный номер |
I. Общие сведения
Дошкольное образование |
01.001 |
||||
(наименование вида профессиональной деятельности) |
Код |
||||
Основная цель вида профессиональной деятельности: |
|||||
Оказание образовательных услуг по основным общеобразовательным программам образовательными организациями (организациями, осуществляющими обучение) |
|||||
Группа занятий: |
|||||
|
|||||
2320 |
Преподаватели в средней школе |
3320 |
Персонал дошкольного воспитания и образования |
|
|
2340 |
Преподаватели в системе специального образования |
3330 |
Преподавательский персонал специального обучения |
|
|
3310 |
Преподавательский персонал начального образования |
|
|||
(код ОКЗ) |
(наименование) |
(код ОКЗ) |
(наименование) |
|
Отнесение к видам экономической деятельности:
80.10.1. |
Услуги в области дошкольного и начального общего образования |
80.21.1. |
Услуги в области основного общего и среднего (полного) общего образования |
(код КВЭД) |
(наименование вида экономической деятельности) |
II. Описание трудовых функций, входящих в профессиональный стандарт (функциональная карта вида профессиональной деятельности)
Обобщенные трудовые функции |
Трудовые функции |
||||
код |
наименование |
уровень квалифи- |
наименование |
код |
уровень (подуровень) квалификации |
А |
Педагогическая деятельность по проектированию |
6 |
Общепедагогическая функция. Обучение |
А/01.6 |
6 |
и реализации образовательного процесса |
Воспитательная деятельность |
А/02.6 |
6 |
||
организациях дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования |
Развивающая деятельность |
А/03.6 |
6 |
||
В |
Педагогическая деятельность по проектированию и реализации основных общеобразовательных |
5-6 |
Педагогическая деятельность по реализации программ дошкольного образования |
В/01.5 |
5 |
программ |
Педагогическая деятельность по реализации программ начального общего образования |
В/02.6 |
6 |
||
Педагогическая деятельность по реализации программ основного и среднего общего образования |
В/03.6 |
6 |
|||
Модуль "Предметное обучение. Математика" |
В/04.6 |
6 |
|||
Модуль "Предметное обучение. Русский язык" |
В/05.6 |
6 |
III. Характеристика обобщенных трудовых функций
3.1. Обобщенная трудовая функция
|
||||||||||
Наименование |
Педагогическая деятельность по проектированию и реализации образовательного процесса в образовательных организациях дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования |
Код |
А |
Уровень квалификации |
6 |
|
||||
Происхождение обобщенной |
Оригинал |
X |
Заимствовано из оригинала |
|||||||
трудовой функции |
Код оригинала |
Регистрационный номер профессионального стандарта |
Возможные наименования должностей |
Учитель, |
Требования к образованию и обучению |
Учитель: высшее образование или среднее профессиональное образование в рамках укрупненных групп направлений подготовки высшего образования и специальностей среднего профессионального образования "Образование и педагогические науки" или в области, соответствующей преподаваемому предмету, либо высшее образование или среднее профессиональное образование и дополнительное профессиональное образование по направлению деятельности в образовательной организации; |
Требования к опыту практической работы |
Требования к опыту практической работы не предъявляются |
Особые условия допуска к работе |
К педагогической деятельности не допускаются лица: лишенные права заниматься педагогической деятельностью в соответствии с вступившим в законную силу приговором суда; имеющие или имевшие судимость за преступления, состав и виды которых установлены законодательством Российской Федерации; признанные недееспособными в установленном федеральным законом порядке; имеющие заболевания, предусмотренные установленным перечнем |
Дополнительные характеристики
Наименование документа |
Код |
Наименование базовой группы, должности (профессии) или специальности |
ОКЗ |
2320 |
Преподаватели в средней школе |
2340 |
Преподаватели в системе специального образования |
|
3310 |
Преподавательский персонал начального образования |
|
3320 |
Персонал дошкольного воспитания и образования |
|
3330 |
Преподавательский персонал специального обучения |
|
- |
Учитель |
|
ОКСО |
050000 |
Образование и педагогика |
Приказ Минздравсоцразвития России от 26 августа 2010 года № 761н "Об утверждении Единого квалификационного справочника должностей руководителей, специалистов и служащих, раздел "Квалификационные характеристики должностей работников образования" (зарегистрировано в Минюсте России 6 октября 2010 года № 18638).
Общероссийский классификатор специальностей по образованию.
3.1.1. Трудовая функция
Наименование |
Общепедагогическая функция. Обучение |
Код |
А/01.6 |
Уровень (подуровень) квалификации |
6 |
|
||||
Происхождение трудовой функции |
Оригинал |
X |
Заимствовано из оригинала |
|||||||
Код оригинала |
Регистрационный номер профессионального стандарта |
Трудовые действия |
Разработка и реализация программ учебных дисциплин в рамках основной общеобразовательной программы |
Осуществление профессиональной деятельности в соответствии с требованиями федеральных государственных образовательных стандартов дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования |
|
Участие в разработке и реализации программы развития образовательной организации в целях создания безопасной и комфортной образовательной среды |
|
Планирование и проведение учебных занятий |
|
Систематический анализ эффективности учебных занятий и подходов к обучению |
|
Организация, осуществление контроля и оценки учебных достижений, текущих и итоговых результатов освоения основной образовательной программы обучающимися |
|
Формирование универсальных учебных действий |
|
Формирование навыков, связанных с информационно-коммуникационными технологиями (далее - ИКТ) |
|
Формирование мотивации к обучению |
|
Объективная оценка знаний обучающихся на основе тестирования и других методов контроля в соответствии с реальными учебными возможностями детей |
|
Необходимые умения |
Владеть формами и методами обучения, в том числе выходящими за рамки учебных занятий: проектная деятельность, лабораторные эксперименты, полевая практика и т.п. |
Объективно оценивать знания обучающихся на основе тестирования и других методов контроля в соответствии с реальными учебными возможностями детей |
|
Разрабатывать (осваивать) и применять современные психолого-педагогические технологии, основанные на знании законов развития личности и поведения в реальной и виртуальной среде |
|
Использовать и апробировать специальные подходы к обучению в целях включения в образовательный процесс всех обучающихся, в том числе с особыми потребностями в образовании: обучающихся, проявивших выдающиеся способности; обучающихся, для которых русский язык не является родным; обучающихся с ограниченными возможностями здоровья |
|
Владеть ИКТ-компетентностями: |
|
общепользовательская ИКТ-компетентность; |
|
Организовывать различные виды внеурочной деятельности: игровую, учебно-исследовательскую, художественно-продуктивную, культурно-досуговую с учетом возможностей образовательной организации, места жительства и историко-культурного своеобразия региона |
|
Необходимые знания |
Преподаваемый предмет в пределах требований федеральных государственных образовательных стандартов и основной общеобразовательной программы, его истории и места в мировой культуре и науке |
История, теория, закономерности и принципы построения и функционирования образовательных систем, роль и место образования в жизни личности и общества |
|
Основные закономерности возрастного развития, стадии и кризисы развития, социализация личности, индикаторы индивидуальных особенностей траекторий жизни, их возможные девиации, а также основы их психодиагностики |
|
Основы психодидактики, поликультурного образования, закономерностей поведения в социальных сетях |
|
Пути достижения образовательных результатов и способы оценки результатов обучения |
|
Основы методики преподавания, основные принципы деятельностного подхода, виды и приемы современных педагогических технологий |
|
Рабочая программа и методика обучения по данному предмету |
|
Приоритетные направления развития образовательной системы Российской Федерации, законов и иных нормативных правовых актов, регламентирующих образовательную деятельность в Российской Федерации, нормативных документов по вопросам обучения и воспитания детей и молодежи, федеральных государственных образовательных стандартов дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования, законодательства о правах ребенка, трудового законодательства |
|
Нормативные документы по вопросам обучения и воспитания детей и молодежи |
|
Конвенция о правах ребенка |
|
Трудовое законодательство |
|
Другие характеристики |
Соблюдение правовых, нравственных и этических норм, требований профессиональной этики |
3.1.2. Трудовая функция
Наименование |
Воспитательная деятельность |
Код |
А/02.6 |
Уровень (подуровень) квалификации |
6 |
|
||||
Происхождение трудовой функции |
Оригинал |
X |
Заимствовано из оригинала |
|||||||
Код оригинала |
Регистрационный номер профессионального стандарта |
Трудовые действия |
Регулирование поведения обучающихся для обеспечения безопасной образовательной среды |
Реализация современных, в том числе интерактивных, форм и методов воспитательной работы, используя их как на занятии, так и во внеурочной деятельности |
|
Постановка воспитательных целей, способствующих развитию обучающихся, независимо от их способностей и характера |
|
Определение и принятие четких правил поведения обучающимися в соответствии с уставом образовательной организации и правилами внутреннего распорядка образовательной организации |
|
Проектирование и реализация воспитательных программ |
|
Реализация воспитательных возможностей различных видов деятельности ребенка (учебной, игровой, трудовой, спортивной, художественной и т.д.) |
|
Проектирование ситуаций и событий, развивающих эмоционально-ценностную сферу ребенка (культуру переживаний и ценностные ориентации ребенка) |
|
Помощь и поддержка в организации деятельности ученических органов самоуправления |
|
Создание, поддержание уклада, атмосферы и традиций жизни образовательной организации |
|
Развитие у обучающихся познавательной активности, самостоятельности, инициативы, творческих способностей, формирование гражданской позиции, способности к труду и жизни в условиях современного мира, формирование у обучающихся культуры здорового и безопасного образа жизни |
|
Формирование толерантности и навыков поведения в изменяющейся поликультурной среде |
|
Использование конструктивных воспитательных усилий родителей (законных представителей) обучающихся, помощь семье в решении вопросов воспитания ребенка |
|
Необходимые умения |
Строить воспитательную деятельность с учетом культурных различий детей, половозрастных и индивидуальных особенностей |
Общаться с детьми, признавать их достоинство, понимая и принимая их |
|
Создавать в учебных группах (классе, кружке, секции и т.п.) разновозрастные детско-взрослые общности обучающихся, их родителей (законных представителей) и педагогических работников |
|
Управлять учебными группами с целью вовлечения обучающихся в процесс обучения и воспитания, мотивируя их учебно-познавательную деятельность |
|
Анализировать реальное состояние дел в учебной группе, поддерживать в детском коллективе деловую, дружелюбную атмосферу |
|
Защищать достоинство и интересы обучающихся, помогать детям, оказавшимся в конфликтной ситуации и/или неблагоприятных условиях |
|
Находить ценностный аспект учебного знания и информации обеспечивать его понимание и переживание обучающимися |
|
Владеть методами организации экскурсий, походов и экспедиций и т.п. |
|
Сотрудничать с другими педагогическими работниками и другими специалистами в решении воспитательных задач |
|
Необходимые знания |
Основы законодательства о правах ребенка, законы в сфере образования и федеральные государственные образовательные стандарты общего образования |
История, теория, закономерности и принципы построения и функционирования образовательных (педагогических) систем, роль и место образования в жизни личности и общества |
|
Основы психодидактики, поликультурного образования, закономерностей поведения в социальных сетях |
|
Основные закономерности возрастного развития, стадии и кризисы развития и социализации личности, индикаторы и индивидуальные особенности траекторий жизни и их возможные девиации, приемы их диагностики |
|
Научное представление о результатах образования, путях их достижения и способах оценки |
|
Основы методики воспитательной работы, основные принципы деятельностного подхода, виды и приемы современных педагогических технологий |
|
Нормативные правовые, руководящие и инструктивные документы, регулирующие организацию и проведение мероприятий за пределами территории образовательной организации (экскурсий, походов и экспедиций) |
|
Другие характеристики |
Соблюдение правовых, нравственных и этических норм, требований профессиональной этики |